Василия Ковганова можно смело отнести к продвинутым фотографам-любителям. Фотографией он увлекся давно. Перечитав массу статей и книжек сформировал свой багаж знаний. В Америке работал штатным фотографом студии танцев. Занимался фоторепортажами. Работал на свадьбах. В настоящее время он фотографирует друзей и знакомых, занимается индивидуальными фотосъемками на своем сайте. Впрочем, обо всем этом он подробнее расскажет сам.
Сегодня я взял у него небольшое интервью, в котором Василий поделится опытом, а так же ответит на извечный вопрос: как же новичку освоить с нуля профессиональную камеру. Какую выбрать камеру, какой выбрать объектив, как разобраться со сложными настройками полу-профессиональной и профессиональной камеры.
Наше интервью будет нечто вроде руководства для начинающих фото любителей из первых рук. Давай начнем с тебя. Для тебя фотография, это в первую очередь работа или всё же хобби, от которого ты получаешь не меньше удовольствия, чем от самой съемки?
Хобби, конечно. Коммерчески фотографией я почти уже не занимаюсь, буквально пару раз в год.
А какие прикладные знания на твой взгляд необходимы, чтобы стать фотографом? Нужны ли школы, курсы, университеты?
Думаю, в определённой степени лишь базовые знания геометрии – если хотите разобраться в мат. части по оптике. И основы математики при изучении световой части процесса. Никогда не помешает почитать книжку или посмотреть фильм о фотографии. Вот некоторые из этих фильмов я сам хотел бы посмотреть в скором времени, например.
При съемке людей, какая обстановка, на твой взгляд, более подходящая: студия, кафе, природа, городской пейзаж?
Лично я всегда предпочитаю обстановки, где есть интересный свет. Как правило это снаружи, на улице, но интересный свет может быть где угодно, в том числе и внутри, и ночью. Ещё многое зависит от окружающей обстановки, какие предметы попадают в кадр и т.д. Никогда не знаешь, какие возможности тебе принесёт та или иная съёмка. Импровизацию и спонтанность ещё никто не отменял – пробуйте всё.
Допустим у меня мыльница и мне нравится делать снимки. У меня получаются неплохие кадры и я справедливо полагаю, что если купить камеру посерьезнее, будет получаться ещё круче.
Так и происходит, я покупаю среднюю камеру со съемным объективом, и сталкиваюсь с морем непонятных технических нюансов. Единственное что мне остается, фотографировать в режиме Авто, Портрет и других. Но снимки в этих режимах не сильно отличаются от снимков той же мыльницы.
Оказывается, разбираться в массе технических нюансов совсем не весело. Что делать в такой ситуации начинающему фотографу? Как научиться фотографировать?
На самом деле технических нюансов в фотографии не так уж и много – что касается оптического устройства фотокамеры. Гораздо больше тонкостей в том, чтобы разобраться с игрой света или сюжета фотографии. Однако, если говорить об исключительно технических деталях – их всего три. Это диафрагма, выдержка и чувствительность ISO.
Грубо и коротко говоря: диафрагма — это насколько широко открывается отверстие, пропускающее свет; выдержка — это насколько долго оно открыто; и чувствительность – говорит сама за себя – это насколько световоспреимчив материал, принимающий свет.
Диафрагма также напрямую связана с глубиной резкости, а также на все вышеперечисленные факторы оказывает определённую роль фокусное расстояние объектива.
Думаю, разобравшись с этим, все станет на свои места. В моей камере тоже имеются автоматические режимы, но я, как правило, стараюсь пользоваться приоритетом диафрагмы – что означает, что я устанавливаю aperture вручную (как и ISO), а автоматика подбирает соответствующее значение выдержки.
А как добиться этого мягкого красивого эффекта, когда задний фон сильно размывается а передний детализирован. Какой объектив для этого подходит лучше всего и почему такого эффекта не добиться с любой камерой? Особенно с мыльницей?
Глубина резкости (или, если точно: ГРИП – глубина резко изображаемого пространства) – это именно то, что обеспечивает этот размытый задний план.
Её регулировка производится с помощью того, о чём я упоминал ранее — с помощью диафрагмы. Диафрагменное число, отображающее насколько широко будут отрыты лепестки вашего объектива, если вы откроете затвор.
Её стандартно принятые значения: 1:0,7; 1:1; 1:1,4; 1:2,8; 1:5,6; 1:8; 1:11; 1:16; 1:22, 1:64. Чем меньше второе число, тем шире открыта диафрагма, тем уже глубина резкости. Тем больше размыт задний план.
Чем выше это число, тем чётче будет выглядеть задний план. Т.е. при 1:22 резким будет практически всё, теоретически чуть ли не в бесконечности. А чем ближе к единице, тем больше всё размывается.
На некоторых из встроенных объективов и на всех пролу- и профессиональных сменных объективах есть шкала выбора значений диафрагменного числа.
Стоит также принимать во внимание, что при изменении значений диафрагмы необходимо соответствующим образом подкорректировать значение выдержки (или чувствительности), чтобы выдержать правильную экспозицию.
Читаешь ли книги по фотографии, каких авторов можешь посоветовать фотографу-любителю?
К стыду своему, не читаю. Своё образование по фотографии я приобрёл в исключительном большинстве, из Интернета и опыта. Читал кучу статей, на разных сайтах, начиная от биографий фотографов и заканчивая правилами дизайна от неизвестного автора. Одну книгу всё-таки порекомендовать могу: Александр Лапин «Фотография как…». Я, правда, чуть голову не сломал, пока её прочитал, но это хорошая книга.
Какую фототехнику используешь, можешь ли посоветовать основной набор для начинающего фотографа?
Фототехника у меня староватая в плане «тушки» — Canon 20D. Впрочем, он меня вполне устраивает – ведь куда большую роль, с моей точки зрения, имеет качественная оптика. Хороший объектив может стоить в разы дороже, чем самый дорогой корпус. В комплекте моих линз не хватает только теле-. Ну и fish-eye не имею, хоти широкоугольный объектив есть.
Хотя в последнее время всё больше снимаю на плёночную среднеформатную камеру BronicaSQ-A, а ней к меня только один объектив 80mm.
Для начинающего фотографа я бы посоветовал всё-таки полупрофессиональную камеру со сменными объективами, и два объектива в придачу, например портретный 50mm, без «зума», но с низким диафрагменным числом (1:1.2 или 1:1.4) и второй – широкоугольный.
А что значит “портретный” и “широкоугольный” объектив? Объясни эти понятие. Грубо говоря, почему один объектив портретный, а другой нет, и что обозначают характеристики объектива в миллиметрах?
Не вдаваясь в технические детали: чем выше фокусное расстояние (в миллиметрах), тем острее угол вашего обзора. От теоретических 180° рыбьего глаза до 5° при супер-телеобъективе.
Естественно, чем шире мы хотим сделать угол обзора, тем больше нам надо “отойти назад”, т.е. уменьшить фокусное расстояние. И наоборот, чем больше мы хотим во что-то всмотреться — тем выше нам нужно фокусное расстояние.
Объектив с низкими значениями фокусного расстояния (10-20мм) — считается широкоуголным. Потому что при таких значениях фокусного расстояния угол обзора получается широким. При высоких значениях фокусного расстояния (200-300мм) угол обзора маленький — 12°-10°…
Есть небольшой нюанс: большинство бюджетных цифровых зеркалок без полноразмерных сенсоров (матриц) использует степерь увеличения объектива 1.5x (Nikon) или 1.6 (Canon). Т.е. когда вы на своём объективе выставили 50mm, фокусное расстояние будет 80мм для Canon’а и 75мм для Nikon’а.
Как ты считаешь, в какой момент человек может сказать, да, я профессионал, и перейти в коммерческую фотографию?
Как только он уверен в своих силах и готов сделать это. Я встречал «свадебных» фотографов в приличных местах, которые снимают едва ли не на мыльницу. А ведь они, по сути, считаются профессиональными фотографами.
Вопрос в том, хотите ли вы сделать фотографию исключительно источником денежного дохода, или всё же немного заботитесь о том, насколько качественный продукт выходит из-под вашего «пера».
На самом деле, профессиональная фотография сегодня это очень условное понятие. Лично мне не хватает только запасной цифровой камеры, чтобы назвать себя профессионалом. Хотя нет, запасная у меня уже есть — основной не хватает!
Многие начинающие фотографы, за неимением студии бродят по лесам и степям, фотографируя моделей непременно на фоне развалин, брутальных свалок, индустриальных заводов. Далее, конечно, делают черно белые снимки. При этом фотографии зачастую получаются в стиле “тут все не просто”. А ты считаешь это единственный способ добавить драмы и этакого налета “не простой фотографии”?
Даже снимок на свалке можно преподнести так, что он вызовет сильный эмоциональный резонанс. Я считаю, что как раз те люди, которые ходят в поля и развалины, имеют больше шансов найти хороший сюжет для кадра. А ещё больше шансов имеют люди, которые ходят в те же места без своих моделей, а находит их на местах.
О чём говорит черно-белая фотография, а о чём цветная? Что фотограф хочет показать в фотографии, когда один и тот же кадр он делает цветным и чёрно-белым?
Когда автор делает один и тот же кадр цветным и чёрно-белым и выставляет оба на публику, это говорит о том, что этот человек не уверен в себе, как фотограф. Иногда в процессе обработки можно заметить, что ч/б выгоднее смотрится и работать в ч/б, но публиковать нужно только одну версию. (только что осознал, что я порою сам делаю кадр и цветным, и чёрно-белым). Цвет и его отсутствие есть не больше, чем инструмент.
На что следует обратить внимание людям, которые ищут профессионального фотографа?
Если фотограф будет снимать вас или вашу свадьбу, я бы посоветовал найти человека, с которым вы психологически совместимы, способны чувствовать себя комфортно в его присутствии. В любом случае, снимает ли он вас, ваш продукт или что-то ещё – стоит взглянуть на его предыдущие работы.
Ну и классическое. Многие фотографы сталкиваются с дилеммой: «Canon» или «Nikon». Как быть?
Лично я бы хотел попробовать Nikon. Хотел бы просто сравнить и наконец-то определиться, какому лагерю я принадлежу. Пока что я всё время снимал на Кэнон, поэтому объективной оценки дать не могу. Есть подозрения, что Никон лучше.
Большое спасибо за интересную беседу!
Источник интервью