Довольно таки интересное и позновательное интервью с художником Сергеем Свистуновым. Интервью взято отсюда.
Склонности к рисованию у него проявились с детства, но получили свое продолжение после знакомства с Фотошопом. Сейчас Сергей работает дизайнером наружной рекламы. В этом интервью мы зададим ему вопросы о его рисунках, увлечениях, образовании и вдохновении. Познакомиться с творчеством Сергея Свистунова можно на ДевиантАрте. Кроме прочего у Сергея есть свой канал на YouTube, на котором он делится своими приемами рисования.
Здравствуйте! Расскажите нам немного о себе. Откуда родом, сколько вам лет, где живете, ваше семейное положение. В общем, краткая автобиография.
Добрый день. Меня зовут Свистунов Сергей, родился я в марте 1985 года в небольшом промышленном подмосковном городке в семье отца — водителя и мамки — рабочей местного завода. Моя тяга к рисованию, по словам родителей, появилась в 2 года и плотно встала на первое в перечне детских забав. Полотнами, помимо бумаги, являлись обои, пол и наверно все что попадалось под руки в тот момент. С самого детства я начал рисовать машины, скелетов и немецкие кресты, за которые от мамы постоянно выслушивал упреки. Но я был непослушным мальчишкой.
Где вы учились искусству и чему учились или вы самоучка? Давно ли занимаетесь рисунком всерьез? Хотелось бы узнать, какой путь вы прошли, чтобы стать тем, кем вы являетесь сейчас, и как долго длился ваш путь от художника-любителя до профессионала своего дела?
Впервые меня отдали в кружок рисования в 6 лет, в который я проходил примерно год. Смутно помню то время, что странно. Помню, заставляли меня рисовать пейзажи и всякую добрую ерунду, что мне крайне не нравилось. Из-за этого скорее всего я потом и забросил это дело. Позже я вновь пошел на рисование, но уже в возрасте 10-12 лет, к молодому учителю, на тот момент вернувшемуся с армии. Рисовал я у него немного, больше бегал по дворцу культуры и хулиганил, издевался над техничками и другими работниками данного учреждения, за что в тык получал сперва мой учитель, а потом от него и я(который только отслужил).
Сейчас я уже не помню, насколько тогда это было серьезно для меня — это являлось и является частью жизни (ломает иногда от желания порисовать). Помню, что сидел я с красками и карандашами ночами, пока глаза слезиться не начинали, рисовал машины и чудовищ. Одно могу сказать точно, дело свое нужно любить, как любить дышать или утолять холодной родниковой водой жажду в знойный солнечный день.
Так что Вы можете сделать вывод о протяженности творческого пути, исходя из моей биографии. Учиться в художественном училище целью я себе не ставил, т.к. я вообще мечтал стать машинистом или водителем автобуса. В итоге по образованию я технолог-машиностроитель в авиационной промышленности, а по профессии всего 2 года дизайнер в рекламно-производственной компании, ранее работал на заводе слесарем-инструментальщиком. Многие наверно сейчас скажут «Вот м***к!», а я не жалею, я там многому научился, а именно работать руками, да и морально завод заставил стать мужиком. Что касается профессионализма в творческой сфере, то я до сих пор любитель.
Как вы считаете, необходимо ли профессиональное художественное образование для того, чтобы добиться больших результатов?
Тут у каждого своя правда. Отучившись на машиностроителя, я понимаю, что сам бы я этому не научился, но получив навыки в учебном заведении, я мог бы развивать себя в данной сфере дальше, даже была недолго цель стать крутым инженером. Это довольно сложная профессия, связанная с черчением, рассчетами режимов резания для станков и т.д. В этой профессии нужно очень ответственно подходить к делу, потому что благодаря точности рассчетов и прямых рук инженеров летают над нами самолеты.
В общем образование нужно. Без него я не могу считать себя художником. Я же даже и книжек-то не читал, да и из художников знаю Шишкина, да Айвазовского. Мое обучение в сфере искусства плотно началось, когда я приобрел компьютер и мне показали Фотошоп. Обучение в основном состоит из наблюдений за природой и из детального анализа картин различных художников. Передо мной вставали 1000 вопросов и очень много сложностей в рисовании за последние годы, из-за которых я даже иногда отчаивался, но на которые все же приходилось находить ответы и ломать себя с целью двигаться дальше.
Как бы я рисовал, если б отучился в художественном училище, я не знаю, да и врядли кто-то смог бы ответить на этот вопрос. У меня еще есть мнение, что институты, они как различные секции. Т.е. в пример возьму тренажерный зал. Часто люди, начав заниматься дома, быстро бросают из-за плохих результатов или просто из-за лени, забывают пару раз сделать упражнения и бросают. А тренажерный зал мотивирует, там заставляют работать, там коллектив и есть к чему стремиться. Так же и здесь, нужно просто не бояться сложностей и не лениться, если хочешь добиться цели.
Много ли вы рисуете в день просто так, для себя? Продолжаете ли саморазвитие? Делаете ли вы анатомические или натурные зарисовки? Перерисовываете ли вы работы других художников, для анализа и разбора их техники, композиций и т.д.? Или ваши рисунки сейчас в основном касаются работы и заказов?
Я рисую практически каждый день, ибо отсутствие пера, красок или карандаша в руке часто вызывают моральную ломку. Да, сейчас я иногда эскизирую тела в движении или просто отдельные части тела, часто стою у зеркала в различных позах, с натуры рисую, когда катаюсь на велосипеде. Что касается срисовывания и копирования чужих работ, то отвечу, что когда мне было 16 лет, я подрабатывал пару лет внештатным дизайнером во всем известной компании Марс (кстати они там все внештатные, в любых подобных компаниях), которая находится в черте города, в котором я родился. Там мне четко вбили, что срисовывать и повторяться нельзя, т.к. я разрабатывал упаковку для новой продукции и логотипы для отделов, находящих в офисе данной компании. До сих пор я придерживаюсь этой позиции. Для того чтоб понять как наносились мазки, не обязательно срисовывать чужие работы, нужно просто смотреть, понимать и пытаться применить технику на чем-то своем.
Работа моя связана с наружной рекламой — это вывески, световые короба, баннеры и прочая ерунда.
Можете ли рассказать о распорядке вашего дня и много ли времени есть для творчества?
Я работаю с половины 9го и до 18:00. В половину седьмого вечера я уже дома и до сна я свободен. Лечь я могу в 2, в 3 часа ночи. Вообще я заметил за собой, что наиболее работоспособен я с раннего утра и часов до 3 дня. Я не сова точно, как любят о себе это сказать 95% творческих, ну или считающих себя творческими. Совой нынче быть модно.
Какую из своих работ вы считаете удачнее остальных? И вообще, каково отношение к своим работам?
Каждая новая работа удачнее остальных, по технике. Есть несколько работ которые мне самому нравятся, К роботам, чудищам и прочей нечисти я отношусь равнодушно, примерно как к вымытой посуде. Они для меня просто модели для оттачивания техники и для применения каких-то новых трюков исполнения. Моя любимая работа — это «Моя мечта», где парень с котом сидят на крыше домика. Да, хотелось бы жить подальше от общества, колоть дрова по утрам, а вечерами наблюдать за звездным небом, возможно даже писать рассказы.
С чего вы начинаете разработку персонажа? С характера персонажа, жанра или ситуации?
Пока я рисую для себя, я ни о чем не думаю. Персонажи рождаются сами собой в голове, точнее их там уже давно с детства целый склад, да плюс новые придумываются. Я не эскизирую их экипировку, цветовое решение, телосложение. Я эскизирую лишь позу легкими штрихами, которые даже не повторяют самого персонажа, нарисованного в дальнейшем. В основном это импровизация.
Что вы больше предпочитаете: CG или традиционный рисунок и живопись, и почему?
Мне нравится все, но с перерывами. Вот почти всю прошлую зиму я не рисовал на компьютере, более того, меня воротило от планшета, от понимания того что я рисую на ПК всего лишь нули и единички. Я наслаждался штрихами карандаша и акварельными мазками, по которым я уже снова соскучился и скорее всего вскоре снова достану мольберт и краски. Вообще хочу повторить какую-нибудь свою детальную работу акварелью.
Расскажите, на основании чего вы создаете своих персонажей и каким образом рождаются идеи? Используете ли какие-нибудь определенные методы или, может, подсматриваете формы и идеи в природе? В общем, хотелось бы узнать ваши приемы создания персонажей и их время создание?
Как я выше описал, сейчас это ипровизация + накопленные наблюдения: природа, фильмы, игры, мультики. В случае рисунков, которые не связаны с роботами и чудищами, добавляются еще эмоции.
Что для вас важно во время работы, а на что не обращаете внимания?
Важно, чтобы было чем рисовать и на чем. Где и как, значения не имеет.
Какие художники вам нравятся, у которых вы хотели бы что-либо перенять, к уровню мастерства которых стремитесь?
Конкретных лиц нет. Мне нравятся отдельные художественные произведения. Цифровую живопись каким-то высоким искусством я не считаю вообще, в ней рисунок даже запортить нельзя, точнее всегда можно исправить, в отличии от красок и черной шариковой ручки.
Где черпаете вдохновение? Что любите делать помимо рисования и как отдыхаете?
Я люблю гулять с друзьями, обожаю кататься на велосипеде и проводить время с любимым человеком. Понятия «вдохновение» и «творческий кризис» я потерял пару лет назад. Я просто рисую или не рисую. Я в любой момент могу сесть рисовать и так же могу перестать это делать. На мой взгляд слово «вдохновение» является чем-то подсознательным, когда желание рисовать встает на место лени, т.е. творческого кризиса.
Да да, творческий кризис — это просто лень и желание человека придумать что-то оригинальное, чего не надо делать, все уже давно придумано. Мы живем накопленной нами информацией и лепим из ее частей что-то новое, а желание взять и придумать что-то оригинальное ставит нас в тупик, который за собой влечет расстройства, депрессии и мысли, типа «я г***но и бездарщина». Надо это отбросить и просто рисовать, водить линии, ну или если совсем туго, лечь спать или пойти гулять.
Над какими проектами вы работали и над чем работаете сейчас, и какие планы на будущее?
Я подрабатывал для небольших игровых проектов в штучном исполнении, в основном рисую для себя, но в будущем хотелось бы работать в кино или игровой индустрии, окончательно связав себя с профессией «Иллюстратор».
Спасибо за интервью!
Интервью с художником Сергеем Свистуновым